Oб авторе: Сохранились еще на Руси песни древние, сердечные, помогающие нам понять свои корни, себя в этом мире, стать хозяином судьбы своей. Ибо, кто понимает прошлое, у того есть основа для будущего. Обратимся к мудрости предков наших и рассмотрим одну песню старинную, которую сохранили для нас с древних времен казаки-некрасовцы. В песенном сказании этом представлены мифологические воззрения народа о возникновении и развитии всего мира, человека, общества, отношений между людьми...
Голымба.
Ой, Голымба ты, голымбушка моя, / 1 раз/ (далее каждая строчка повторяется по 2 раза) У Голымбы ни кола и не двора, У Голымбы только горенка одна, У Голымбы столбы точенные, Как у ночи поволоченные, Середи двора бел-горюч камень лежит, Из-под камушка быстра речушка бежит, А по речушке суденышко плывет, А в суденышке немножечко людей, Того-сего только семь человек, А восьмой-то атаманушка, А девятый есаулушка, А десятый — разудалый молодец, Он по суденцу похаживает, Калену стрелу налаживает, Хочет-хочет серу утицу бить, У ворот девка стояла с молодцом, Красавица говорила с удальцом, Перестань, друг, во компаньицу ходить, Перестань, друг, пусты речи говорить, Все пустые, невольные словеса, Доставалася старому красота, А старой муж недогадливый был, Он не хаживал на улицу гулять, И меня младу не пущивал, А как пустит, все вослед за мной идет. Ой, Голымба ты, голымбушка моя. /1раз/
Попытаемся прояснить символику этого произведения с точки зрения традиционной культуры. Кто и что есть «Голымба»? Так получается, что слово это совмещает в себе различные, на первый взгляд, даже противоречивые значения. С одной стороны: голый, голодный, обездоленный, бездомный, гонимый. С другой стороны: великий, сильный, определяющий (голем, голова, амбал, амба), чистый, истинный (голимая правда), подвижный (голь перекатная).1,2,3 Это может быть и молодец-удалец, который еще не успел обзавестись своим хозяйством, и считается голым, но он же является опорой для продолжения рода и мира. Интересно слово «глыба», очень сходного с «голымбой» и по звучанию и, очевидно, по значению (слова с происхождением от единого праславянского языка-основы4). Итак, глыба — что-то большое, крепкое (глыба-человечище) и одновременно осколок от чего-то цельного.1 Приступим к последовательному рассмотрению текста песни. Изначально не было ничего, кроме самого Голымбы (духовная основа мира, разлитая сила). — «У Голымбы ни кола, ни двора». Есть «горенка» — возможность для горение — воспламенения духа, направления силы и когда произошло возгорание («большой взрыв»?), началось движение духа и силы в сторону появления материальной — телесной жизни. «У Голымбы столбы точенные, как у ночи поволоченные» — в этой метафоре можно увидеть зарождение противоположностей: дневного, ясно очерченного, твердого, мужского (столбы точеные) и ночного, разлитого, затемненного, женского (у ночи поволоченные). Из противоположностей появляется материальный мир — Двор. Посреди Мира — Бел-Горюч Камень (Алатырь-камень, Кип-камень), — олицетворение Солнца и стихии Огня, дающих тепло и энергию для этого мира. «Под тем камнем сокрыта сила могучая, и силы той конца нет» (А. Афанасьев)5. Кстати, двор с камнем посредине — древний земледельческий символ плодородия6. Из соединения мужского и женского, при наличии силы, появляется Жизнь — «речушка». Прилагательное «быстра» указывает на то, что движение — непременное условие жизни, а жизнь молодая быстро бежит. Вспомним Стих о Голубиной книге: Белый латырь-камень всем камням отец. Почему же ен всем камням отец? — С-под камешка, с-под белого латыря Протекли реки, реки быстрыя По всей земле, по всей вселенной, Всему миру на исцеление, Всему миру на пропитание. Не зря едины корни у слов «Речь» и «Речушка». Появление слов и речи ведет к развитию мышления, к осознанию явлений и предметов окружающего мира, к выделению себя из природы, к возникновению общения и общества7,8. «А по речушке суденышко плывет». Суденышко — то, из чего люди вышли: может быть это Мать-Земля, по некоторым преданиям — Рыба огромная, ладья, служащая для перевоза из одного мира в другой, люлька, колыбель, зыбка. «А в суденышке немножечко людей,... семь человек». Изначально людей было немного, столько, сколько надобно для сохранения равновесия в общине и природе. Семь — число важное для многих народов, число разумного устроения Вселенной, (семь дней в неделе, семь пядей во лбу, семь дней творения мира богом, семь частей света...), основа для дальнейшего роста (усемерять — множить, увеличивать, семь раз я — семья). Семь зимних месяцев природа собирается с силами, а с приходом весны проявляет свою силу. Восемь — символ бесконечности, одновременно восьмера — ось мира, место перехода в другое мироустроение9, в другое качество. Далее людей становится все больше, общество усложняется, появляются начальнички: атаман, есаул (признаки государственности). И, наконец, десятый — разудалый молодец, одна из ипостасей Голымбы. Десять — соединяет единое и ноль, т.е. единичное и множественное, отражает всю полноту мира. Деус — отец — управитель, потенция воплощенная, прошедшая полный цикл развития9. Итак, молодец готовит свою «калену стрелу» для близкого знакомства с «серой утицей» (обозначение девушки, женская сущность, могущая перенести человека через моря в другой мир и стоящая вестницей на границе миров: «Тут утица крякнула, берега звякнули, море всколыхнулось, лезет Чудо-юдо морское..». (А. Афанасьев). Очевидно, близкое знакомство состоялось, и перенеслись они в другой мир — мир земной. «У ворот (в другую семейную жизнь — авт.) девка стояла с молодцом». А далее платой требует красавица у удальца, чтобы отказался он от своей прежней жизни, от компании, мол, до этого все пустое было (холостое). И действительно, для жизни семейной, для продолжения рода, надобно от многого прежнего привычного отказаться. Но, хотя и обретается в семье цельность, но мужчине надобно и во внешнем мире работать, творить, своих защищать... Может быть поэтому (в бытовом человеческом значении) оказывается красота у старого — умного, который как раз дома сидеть и любит. В жизненном смысле — это обозначение неотвратимого старения каждого человека, каждого общества, замыкание цикла развития. Хотя лингвистически слово «старый» может обозначать и «крепкий, важный, большой».10 Еще одна неоднозначность нашего мира. А Красота (символ девушки, девичья коса, женская основа для возобновления мира) снова ищет Голымбу. Круг жизни замыкается: от рождения через юность к зрелости и старости, и опять к зарождению. Так живет человек, так движется общество и весь мир. И песню можно снова начинать, ибо пропев последнюю строчку, мы заодно пропели и первую. Сам строй песни напоминает небольшую речку вначале (детство), с перекатом-преградой (строки про бел-горюч камень, требующие особого навыка при пении — обозначение юности с инициацией — посвящением во взрослые) и с последующим свободным течением реки (зрелость). Очень интересно присмотреться к плясу под эту песню (исполняет фольклорный театр «Перекресток»). Мужчины и женщины чередуются, взявшись за руки. Ручеек хоровода движется то в одну, то в другую сторону, сплетаясь в круг, расплетаясь, свивается в спираль, просачивается сквозь собственное течение, то вверх взымает, то ниже стелется. И все это в такт песне, в такт смысла, т.е. хороводный танец также несет сообщение, усиливая действие песни. Обратим также внимание на то, что в ткани песни переплетаются несколько тем — нитей — окружностей, образуя вкупе шар — совершенную форму накопления смысла и энергии. И силу эту мы чувствуем, когда в песне живем. Эти темы: развитие мира, человека, общества; соотношения рождения и смерти, молодости и старости; соотношение мужского и женского; соотношение духовного и материального; связь четырех первоэлементов, из которых состоит все сущее: воздух (дух), огонь (солнце), вода (река), земля; перетекание шутейности и трагичности, бытового и эпического; чья-то любовная история с перепитиями и т. д. Конечно, не вся глубина Сказания выявлена, но то, что открылось, позволяет судить о мудрости предков наших. В столь кратком объеме столь много смысла трудно где еще на стороне сыскать. Максимов С.Г. Врач — психиатр, «Этнопсихология» г. Миасс, Челябинской обл. Россия E-mail: segrim@mail.ru
Список литературы. Вл. Даль — Толковый словарь живого великорусского языка, М. 1955. С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова — Толковый словарь русского языка, М., 1999. В.М. Максименко, Т.Г. Никитин — Большой словарь русского жаргона, Санкт-Петербург, «Норинт», 2000. Т.А. Иванова — «Старославянский язык», М., 1977, с. 38. А.Н. Афанасьев — Древо жизни. Избранные статьи», М., «Современник», 1983, с. 191. Б.А. Рыбаков — «Язычество древних славян», М., «Наука», 1994, с. 521. В.Д. Губин — «Основы философии», М., 1999, с. 217. А.В. Лосев — «Философия имени», из ранних произведений, М., 1999, с. 24. А. Андреев — «Мир Тропы». Очерки русской этнопсихологии», Санкт-Петербург, 1998, с. 103. А. Андреев — «Мир Тропы». Очерки русской этнопсихологии», Санкт-Петербург, 1998, с. 181. Максимов С.Г. «ГОЛЫМБА» — Эпическое сказание о мировой круговерти. // «Академия Тринитаризма», М., Эл № 77-6567, публ.10641, 20.08.2003
|